ФЭНДОМ

Шаблон:Nav box

Альтернати́вная геогра́фия (АГ) — жанр фантастики, посвящённый изображению реальности, которая могла бы быть, если бы земной шар имел другую географию (иные материки, моря, океаны, очертания континентов, либо их выборочное отсутствие).

Особенности жанра Править

В произведениях, созданных в жанре АГ, непременным элементом сюжета является изменение географической карты земного шара в прошлом либо настоящем.

По фабуле произведения, в некоторый момент прошлого по какой-либо причине (Например, из-за смещения полюсов), либо случайно, либо в результате вмешательства внешних сил (ядерная война, тектоническое оружие), либо «изначально» (с момента существования Земли) — существуют отличия между географией описываемого мира и настоящей картой Земли.

В мире с изменённой географией и происходит действие. Оно может проходить в любое время — в прошлом, настоящем, будущем, но на происходящие события существеннейшим образом влияет факт географических изменений.

Произведения, в которых просто изменены границы государств либо действуют вымышленные государства, относятся к жанру альтернативной истории.

Родоначальники жанра Править

Основоположником жанра альтернативной географии в современной России усиленно рекламируется и пиарится писатель-фантаст Александр Громов, якобы написавший первое в мире произведение жанра — Антарктида онлайн.

На деле трудно установить родоночальника жанра. Одним из первых был блестящий британский сатирик Джонатан Свифт, у которого Гулливер попадает в несуществующие страны и на несуществующий летающий остров Лапута.

В мировой литературе — начиная от Лукиана Самосатского — было множество выдуманных стран, а это ведь тоже альтернативная география. Они нужны фантастам для того, чтобы уберечь художественные произведения от превращения в политический памфлет или агитку.

Александр Громов, интервью

В старших классах я любил рисовать карты «другой Земли» — брал атлас и копировал карту мира, только что-нибудь сдвигал. Крым отодвигал на 60 миль южнее. Менял местами Африку и Южную Америку. Антарктиду перемещал в центр Тихого океана. Так что отследить сей вопрос достоверно уже невозможно, идее много лет.

Что же касается альтернативной географии, так этому жанру уже тысячи лет. В сущности даже мифы древних греков и легенды о Синдбаде-мореходе являются альтернативной географией. Обращались к этому жанры многие известные люди, от Даниэля Дефо и Томаззо Кампанеллы до Василия Аксенова и Филипа Дика.
Владимир Васильев, интернет-интервью

Компьютерные игры Править

Шаблон:Planned Примером компьютерной игры, где применяется альтернативная география, являются Civilization I, Civilization II, Civilization III, Сivilization IV Сида Мейера. Существует множество сценариев, где можно играть на неведомой, но пригодной для жизни планете за различные цивилизации. Также можно разыграть сценарий, где различные государства "меняются местами" (в частности, город Москва можно расположить в Америке, а Санкт-Петербург - в Гималаях).

Художественная литература Править

Литературные произведения в жанре альтернативной географии, написанные в основном писателями-фантастами.

«Три кита»

Поджанр альтернативной географии, основанный на представлении древних о плоской (не шарообразной) земле.

«Подземная» АГ
«Космическая» АГ

См. также Править

Источники и ссылки Править

Рецензии

Шаблон:Нет иллюстраций Шаблон:Нет интервики