ФЭНДОМ

Альтернати́вная исто́рия (АИ) — жанр фантастики, посвящённый изображению реальности, которая могла бы быть, если бы история, в один из своих переломных моментов (точек бифуркации, или точек развилки) пошла по другому пути. Не следует путать данный литературный жанр с альтернативными историческими теориями, которые предлагают считать картину прошлого, изображаемую исторической наукой, частично или целиком ошибочной.

Особенности жанра Править

В произведениях, созданных в жанре альтернативной истории, непременным элементом сюжета является изменение хода истории в прошлом (относительно момента создания произведения). По фабуле произведения, в некоторый момент прошлого по какой-либо причине, либо случайно, либо в результате вмешательства внешних сил, например, пришельцев из будущего, происходит что-то отличное от происходившего в реальной истории. Случившееся может быть связано с широко известными историческими событиями или историческими личностями, а может казаться, на первый взгляд, малозначительным. В результате этого изменения происходит «разветвление» истории — события начинают развиваться по другому пути. В мире с изменённой историей и происходит действие. Оно может проходить в любое время — и в прошлом, и в настоящем, и в будущем, но на происходящие события существенным образом влияет факт изменения истории. В одних случаях описываются события, связанные с самим «разветвлением», в других изложение фокусируется на ситуациях, необычных в силу изменения реальности, в третьих основной темой становятся попытки героев с помощью путешествия во времени вернуть историю в изначальное русло, вторично изменить её в другом направлении или, наоборот, «закрепить» изменённую реальность.

В некоторых произведениях вместо или вместе с идеей перемещения во времени используется идея параллельных миров — «альтернативный» вариант истории реализуется не в нашем мире, а в параллельном, где история идёт другим путём. Такая трактовка позволяет устранить известный логический парадокс путешествия во времени, называемый иногда «парадоксом убитого дедушки».

История жанра Править

Основоположником жанра альтернативной истории считается римский историк Тит Ливий, описавший возможную историю противостояния Рима и империи Александра Македонского, предположив, что Македонский не умер в 33 года, а продолжил жить и править своей империей.

Файл:Fatherland.png

Известные авторы и произведения жанра Править

Литература Править

Художественная литература Править

Литературные произведения в жанре альтернативной истории, написанные в основном писателями-фантастами.

Документальная литература Править

Варианты иного исхода исторических событий, выполненные в основном профессиональными историками.

Исследования Править

Телевидение Править

  • Сериал «Скользящие» (Sliders) — фантастический сериал про студента-физика, который в ходе исследования гравитации создал устройство, позволяющее перемещаться («скользить») в параллельные миры, в которых история пошла по другому, чем в нашем, пути.
  • Действие многих японских аниме-сериалов происходят мирах с альтернативной историей («Zipang»).

Кинематограф Править

Компьютерные игры Править

  • Red Alert — серия игр в жанре «стратегия реального времени», сюжет которых основывается на изменении истории, вызванном убийством молодого Гитлера которое совершил Альберт Эйнштейн с помощью машины времени.
  • Birth of America ([1]) — игра в жанре «пошаговая стратегия», сюжет которой основывается на победе Франции над Англией в Канаде (Семилетняя война) и Англии над Соединенными Штатами (Война за независимость США), 17751783. Рецензия на игру от Александра Морозова.
  • Europa Universalis, Hearts of Iron, Victoria: An Empire Under the Sun, Crusader Kings — серия исторических глобальных стратегий, в которых игрок может изменять ход истории, тем самым формируя альтернативно-исторический сюжет (однако стартовые условия в этих играх соответствуют реальной истории, за исключением Hearts od Iron II: Doomsday, в которую был добавлен АИ-сценарий Третьей мировой войны в 1945 году.
  • Lionheart: Legacy of the Crusader — ролевая игра, действие которой происходит в альтернативно-историческом мире, где реальное Средневековье перемешано с элеменатми фэнтези (развилка произошла во времена Ричарда Львиное Сердце).
  • World in Conflict — тактика реального времени, сюжет которой основывается на войне развязанной Советским Союзом с НАТО и США для предотвращения распада страны в конце 1980-х.
  • Карибский кризис (игра) — игра в жанре стратегия в реальном времени, вышедшая 4 февраля 2005 года, повествующая о Третьей мировой мойне, развергнувшейся в результате того, что Карибский кризис не был разрешен мирным путем.
  • Fallout — игра, во вселенной которой холодная война продолжалась, перешла в войну за ресурсы и закончилась практически полным истреблением человечства в результате ядерной войны в 2077 году.
  • Silent Storm — тактическая походовая игра, сюжет которой затрагивает вмешательство в ход Второй мировой войны нейтральной террористической организации «Молот Тора», обладающей технологиями изготовления лучевого оружия и роботизированных бронекостюмов.
  • Timeshift — шутер, по сюжету которого ученый хочет захватить мир с помощью вмешательства в прошлое, а другой ученый — физик пытается исправить создавшийся альтернативный временной поток.

См. также Править

Ссылки Править

Шаблон:Fant-stubbg:Алтернативна история (фантастика) ca:Ucronia cs:Alternativní historie da:Kontrafaktisk historie de:Alternativweltgeschichte en:Alternate history eo:Ukronio es:Ucronía fi:Vaihtoehtoinen historia fr:Uchronie gl:Ucronía he:היסטוריה חלופית hu:Alternatív történelem it:Ucronia ja:歴史改変SF ko:얼터네이트 히스토리 nl:Alternatieve geschiedenis no:Kontrafaktisk historie pl:Historia alternatywna pt:História alternativa sv:Kontrafaktisk historia uk:Альтернативна історія zh:架空歷史小說